Крачек Инна Юрьевна
Член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по труду и социальным вопросам
ВМЕСТЕ В ЗАЩИТУ ЖИЗНИ!

Крачек Инна Юрьевна

Новости

29 июня 2022 года на заседании Палаты представителей во втором чтении был принят проект Закона «Об изменении кодексов».

29 06/2022

С докладом о законопроекте выступил Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Шевчук Н.Н., который подчеркнул, что земельные ресурсы — это один из важнейших вопросов в жизни любой страны. Земельное законодательство для большинства простых людей является важной темой, потому что затрагивает интересы каждого лично.

 

По его словам законопроект получился комплексным сбалансированным законодательным актом, системно решающим каждодневные насущные вопросы.

 

Проект Закона подготовлен в целях синхронного рассмотрения взаимоувязанных вопросов самовольного строительства и занятия земельных участков и включает положения проектов законов об изменении Кодекса о земле и об изменении Гражданского кодекса.

 

Положения, касающиеся изменений Кодекса о земле, предусматривают обеспечение благоприятных условий землепользования в регионах, расширение прав местных органов власти и землепользователей по распоряжению и пользованию земельными участками, развитие гражданского оборота земельных участков и вовлечение в него неиспользуемых земель, упрощение порядка изъятия и предоставления земельных участков, оптимизацию условий их предоставления.

 

Решение фундаментальных вопросов, касающихся использования сельскохозяйственных и лесных земель, сохраняется в полномочиях Главы государства.

 

Предлагается наделить Правительство компетенцией по установлению порядка изъятия и предоставления земельных участков, переводу земель из одних категорий и видов в другие, предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, рассмотрению земельных споров местными исполнительными комитетами и принятию ряда нормативных правовых актов в сфере земельных отношений.

 

Устанавливается, что областные, городские и районные исполнительные комитеты будут вправе выносить в отношении землепользователей решения о разрешении совершения сделок и иных действий с земельными участками при соблюдении ими градостроительных регламентов, природоохранных и санитарно-эпидемиологических требований, противопожарных, строительных норм и правил.

 

В целях исключения коррупционных проявлений, а также эффективного использования земель города Минска, областных центров, их пригородных районов и иных территорий одним из таких условий будет являться внесение землепользователем платы за земельный участок по его рыночной стоимости, но не ниже кадастровой.

 

Предлагается существенно расширить полномочия и ответственность местных исполнительных комитетов в части процедуры изъятия и предоставления земельных участков, предоставляя им право самостоятельно определять цели, населенные пункты и иные территории, в пределах которых земельные участки предоставляются без проведения аукционов.

 

В целях минимизации обращений граждан по вопросам земельных споров предлагается усовершенствовать порядок и качество их рассмотрения, повысив компетенцию участников этого процесса.

 

В целях создания благоприятных условий для проживания населения предлагается увеличить предельную площадь земельных участков, предоставляемых для строительства и обслуживания жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме, расположенных в городе Минске, областных центрах и городах областного подчинения, — до 0,15 гектара, в других городах и поселках городского типа — до 0,25 гектара, на территории иных населенных пунктов — до 1 гектара.

 

В хуторах предложено регулировать размер предоставляемого земельного участка в зависимости от местных условий и особенностей, а также от волеизъявления лица, которому он предоставляется.

 

Для коллективного садоводства, дачного строительства — до 0,15 гектара (независимо от площадей земельных участков, принадлежащих члену садового товарищества), для ведения личного подсобного хозяйства — до 4 гектаров без учета площадей земельных участков, предоставленных гражданину для иных целей, вне зависимости от его регистрации по месту жительства.

 

Устанавливается, что после вступления в силу Закона в течение 3 лет Минский городской, областные исполнительные комитеты по согласованию с Главой государства будут вправе принять решения о судьбе земельного участка при самовольном его занятии.

 

Нормы проекта Закона позволят значительной части населения реализовать свои возможности в части легализации прав на самовольно занятый земельный участок, а местным органам власти — решить накопившиеся проблемы землепользователей в этой сфере.

 

Проектом Закона с целью более четкого регулирования вопросов самовольного строительства излагается в новой редакции статья 223 Гражданского кодекса.

 

Определяется, что самовольное строительство — деятельность по возведению, реконструкции, модернизации, реставрации, капитальному ремонту, сносу объекта строительства, его части, если она осуществлена:

 

на самовольно занятом земельном участке;

 

на самовольно занятой части земельного участка в случае, когда такое занятие выразилось в нарушении границы земельного участка, предоставленного лицу, осуществившему самовольное строительство;

 

на земельном участке, используемом не по целевому назначению;

 

на земельном участке, предоставленном государственным органом, не имеющим полномочий на принятие соответствующего решения,

 

и (или) без проведения аукциона, когда предоставление земельного участка возможно только по результатам аукциона,

 

и (или) с нарушением установленной очередности предоставления земельных участков,

 

и (или) без предварительного согласования места размещения земельного участка, если в соответствии с законодательными актами требуется такое согласование;

 

без получения разрешительной документации на строительство

 

и (или) без проектной документации в случае, когда обязательность получения и разработки такой документации предусмотрена законодательством,

 

и (или) с нарушением требований, установленных разрешительной документацией на строительство.

 

Объект строительства, созданный в результате самовольного строительства, признается самовольной постройкой.

 

При его осуществлении предлагается установить обязательную норму о принятии местными исполнительными и распорядительными органами решения о судьбе объекта.

 

Порядок принятия таких решений будет устанавливаться Правительством.

 

В случае отказа лица выполнить принятое решение осуществляется снос объекта с возмещением лицом причиненного вреда.

 

При подготовке к первому чтению законопроекта об изменении Кодекса о земле его положения были существенно доработаны.

 

С привлечением широкого круга заинтересованных проведено 3 расширенных заседания комиссии, 17 заседаний рабочей группы, 8 из которых — при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.

 

Состоявшийся 23 июня в г. Белыничи семинар еще раз подчеркнул важность развития сельских территорий, а также необходимость передачи полномочий по решению ряда земельных вопросов властям на региональный уровень.

 

Все прозвучавшие предложения участников семинара внимательного проанализированы.

 

Внесенные изменения и дополнения соответствуют требованиям, поставленным Главой государства, а также тем требованиям, которые диктует сама жизнь в цивилизованном обществе.

 

Проект Закона в целом будет способствовать расширению прав в сфере землепользования, упорядочению объектов самовольного строительства.

Все новости